Мои футбольные университеты
- Начнём издалека. Когда у вас появилась любовь к футболу? Знаю, судьба свела вас с сыном известного советского тренера- Александром Петровичем Щербатенко.
- Любовь к футболу была и до его появления в моей жизни. Получилось так, что Александр пришёл к нам в ростовскую среднюю школу №62 . К тому времени я уже был очень наслышан об его отце, о Петре Петровиче Щербатенко, который был первым главным тренером ростовского СКА. Тогда, я уже занимался в ДЮСШ-7, и Щербатенко-младший просто внёс свой вклад в то, чтобы занятия футболом стали более серьёзными. Плюс теоретическая база - я тогда уже увлекался футболом, читал что-то - ещё больше расширилась. Ведь Александр Петрович с детских лет общался с известными наставниками, при это оставался неплохим рассказчиком, с чувством юмора. Нам - мальчишкам было очень интересно слушать его рассказы о большой игре. В частности, рассказывал о многих футболистах, на тот момент недавно закончивших выступления – Юрий Шикунов, Анатолий Чертков, Олег Копаев, о великом тренере Викторе Александровиче Маслове. Именно Виктор Александрович принял тренерскую эстафету у Петра Петровича Щербатенко. В то время информационных каналов о футболе было очень мало.
Александр Петрович Щербатенко был универсальным спортсменом, играл практически во все игровые виды спорта - футбол, баскетбол, волейбол. Но на высоком уровне не выступал, и нашёл себя как педагог, как тренер. Работал в 62-й школе. Многие считают работу в школе – это какое-то второсортное занятие, а вот он был другого мнения.
- Вы ведь тогда больше за СКА болели?
- Да. Не только я, но и всё моё поколение. Тогда ведущим клубом Ростова и области был СКА. «Ростсельмаш» я знал только из-за того, что так назывался стадион. Ну, и потому, как на детском уровне наша команда ДЮСШ-7 играла с командами «Ростсельмаш». Повторюсь, все болели за СКА, за команду Высшей Лиги, которая более-менее успешно конкурировала фактически со сборными республик – Украины, Грузии, Армении и Москвой.
- Вы упомянули, что уже тогда интересовались футболом и кое-что читали. Что конкретно?
- Я был страстным подписчиком «Советского спорта». Тогда газета выходила шесть раз в неделю. С 72 года - постоянный подписчик, а до этого регулярно покупал «Советский спорт» в киосках «Союзпечати» и каждое воскресенье по утрам приобретал еженедельник «Футбол – хоккей». Кроме того, скупал все выпускающиеся в Ростове и в Москве календари, воспоминания, мемуары известных советских тренеров и футболистов.
- Будучи студентом- журналистом Ростовского государственного университета вы попали на финал Кубка СССР в Москве?
- В 1981 года с моим однокурсником Серёжей Сезоненко и его будущей женой Леной Бабичевой поехали в Москву. На тот момент нас оставался в памяти неудачный финал 71-го года. Тогда за 40 секунд до финального свистка спартаковцы сравняли счет, а в переигровке СКА уступил- 0:1. Помню, 9 мая 1981 года мы попали на стадион «Лужники». Результат все знают. СКА победил и впервые в своей истории стал обладателем Кубка СССР. Невозможно передать словами наши впечатления. Даже немножко поконфликтовали с болельщиками «Спартака», но они не проявляли явной агрессии.
Офицерская служба помогла увидеть Марадону
- После окончания отделения журналистики РГУ вы попали в армию и служили в Германии?
- Да, после окончания Ростовского университета я был призван на армейскую службу в группу советских войск в Восточной Германии.
- А как вы там черпали информацию?
- Примерно так же, но с некоторым опозданием. Наш ротный почтальон знал, что «Советский спорт», приходящий с двухдневным опозданием, нужно отдавать в первую очередь мне. Там были ограничения. Советские программы были на определённом канале, даже иногда трансляции удавалось посмотреть. В целом же, в силу специфики службы, объём и оперативность информации о советском и европейском футболе сократились. Вот благодаря нашим связистам в числе первых узнал как ростовский СКА в Москве разгромил «Спартак» 6:1.
- Говорят, что вы в Германии даже на футбол попали однажды. Расскажите.
- Совершенно случайно получилось. Это был матч Кубка обладателей Кубков между местным клубом «Магдебургом» и «Барселоной». Попал туда уже во время второго тайма. В составе «Барселоны» играл молодой аргентинец - Диего Армандо Марадона. Но откровенно говоря, в то время такой вселенской славы у него ещё не было. Аргентинец смотрелся перспективным молодым футболистом, но ещё не великим.
- Расскажите, какова была атмосфера на еврокубковых матчах в Ростове в те времена?
- Болельщик не был избалован международными матчами. Я, к сожалению, в начале 60-х на международные матчи не попал. Родители рассказывали, в донскую столицу даже бразильцы приезжали на товарищеские матчи. Потом длительное время в городе не было международных матчей. Только осенью 1981 года в Ростов сначала приехал турецкий клуб «Анкара Гюджу», а потом – западногерманский «Айнтрахт», где играли достаточно серьёзные футболисты. Перед этими матчами, конечно же, был ажиотаж. Желающих попасть на матч было, как всегда, в два, в три раза больше, чем билетов. Тогда это был прорыв, который не получил развития. На матч с турками удалось попасть, а вот игру с «Айнтрахтом» пропустил. Вместе с моим близким товарищем, ныне директором теле компании Дон-ТР, Вячеславом Ковалёвым,были на преддипломной практике в Калининграде. Как раз там получилось посмотреть прямую телетрансляцию. Даже вдали от родного города переживали, радовались за ростовских армейцев.
Пути - дороги спортивного журналиста
- Как складывался ваш путь в спортивной журналистике?
- В ростовском университете после каждого курса студенты проходили практику. Каждый раз пытался пробовать свои силы именно как спортивный журналист. Впервые удалось это в «Вечернем Ростове», но в той редакции писать о большом футболе не дали, так как этим занимался заведующий отделом. Позволили освещать только молодёжные и детские соревнования. А в Калининграде - больше возможностей. В «Калининградском Комсомольце» Женя Рыбаков - заведующий отделом военно-патриотического воспитания и спорта. Когда я ему сказал о своём желании писать в футболе, то получил простой ответ: «Да пиши, ради Бога. Через три дня калининградская «Балтика» играет на своем поле. С тебя 120 сторк репортажного отчета». Вот так впервые получил возможность ощутить футбольную специализацию .
- Но вы же не только о футболе писали?
- Вернувшись из армии, начал писать о гандболе и других видах спорта, так как устроился работал в «Ростсельмашевец». Это произошло в начале 1985 года. В те времена гандбольная команда «Ростсельмаш», показывая хорошие результаты в чемпионате СССР, долгое время конкурировала с киевским «Спартаком». Чемпионат тогда проводился турами. В течение десяти лет очень часто выезжал с нашей командой на соревнования в различные города Советского Союза. Позже и России. По-собственному убеждению знаю, писать о том, чего не видел нельзя. Кстати, и об альпинизме писал, и даже получил значок «Альпинист СССР».
- Были ли у вас любимые игроки в гандбольной команде?
- Мне очень нравилось, как играли Наташа Цыганкова, Татьяна Карпеня (ныне Березняк по мужу), Наташа Кирчик, Люба Савельева, Галочка Колотилова.
- А с футбольным «Ростсельмашем» выезжали?
- Да, было и такое. Причём старался брать с собой ещё фотокорреспондента и моего друга Сашу Корсунского. Мы были единственным СМИ, которое 17 ноября 1985 года поехало на решающий матч «Ростсельмаша» за выход в Первую лигу советского футбола. А матч этот был в городе Джизаке, в Узбекистане. Сначала летели до Ташкента, а потом ещё четыре часа добирались на автобусе. Тогда команда обыграла «Бустон» и оформила путёвку в Первую лигу СССР.
На пути в Джизак остановились в городе Халкобад. Это даже не город, а маленький районный центр. Поразило, как директор местного хлопководческого совхоза выстроил стадион на пять тысяч зрителей. При том, что население там чуть больше тысячи жителей. Как показало будущее, если бы не развал Советского Союза, то халкабадский «Сахитпор» точно играл бы в Первой лиге. Команду там формировали по принципу приглашения бывших звёзд московских команд. Так называемое время советских «меценатов», которые стали поднимать местные небольшие команды. Примерно в это же время, появилась в Грузии команда «Гурия» из Ланчхути, поигравшая даже в Высшей лиге.
Ещё выезжали в Краснодар на Кубковый матч против «Кубани». В Грозном, помню, как нас забрасывали камнями горячие местные болельщики. Тогда тренерская скамейка не была защищены козырьком. И болельщики, видимо от восторга, немного побросали в нас камнями во время матча. Но «Ростсельмаш» тогда не проиграл, сыграв вничью, и заработал очень важное очко.
Голос «Ростова»
- Когда вы начали работать диктором на ростовских стадионах? Это занятие у вас было дополнительной нагрузкой к спортивной журналистике?
- Именно так. В прямой эфир впервые вышел в далеком 1984 году. Всегда хотел комментировать футбольные матчи на телевидении,но в силу молодого возраста не получилось. Считалось, что комментировать футбол даже на Ростов и область мог только опытный специалист,. Однако жизнь сложилась так, что сначала в роли диктора меня попросили подменять известного ростовского радио журналиста Эдуарда Беренца минут на 15-20. Некоторое время был его дублёром на стадионах «Ростсельмаш» и на «СКА-СКВО». А потом на ростсельмашевском стадионе работал уже самостоятельно
- Сколько всего лет вы, получается, проработали диктором?
- Получается, что пока 35 лет подряд.
- В чём ваш секрет? Как можно 35 лет работал и не потерять интерес к этому и оставаться востребованным?
- На первых порах пытался прагматично совместить приятное с полезным. Ходишь регулярно на футбол, получаешь за это небольшие деньги (всегда платили очень скромно), плюс ещё с диктофоном или блокнотом делаешь по ходу игры какие-то пометки, чтобы потом подготовить газетный репортаж. А что касается того, что люди хотят, чтобы именно я был диктором по стадиону… Может быть, какой-то особой моей заслуги в этом и нет. Болельщики привыкают к тому, как звучит один и тот же голос. Наверное, ещё и тембр голоса их не раздражает. Я благодарен двум уважаемым специалистам, которые помогли в карьере диктора. Это Сергей Михайлович Айвазов - председатель спортклуба «Ростсельмаш». В середине 80-х годов мы много вместе экспериментировали на стадионе. Например, в перерыве футбольных матчей приглашали известных ростовских футболистов и тренеров на короткое интервью. Моими гостями в дикторской кабинке были Геннадий Степушкин, Сергей Балахнин, Иван Лях,Энвер Юлгушов, Юрий Шикунов, Валерий Синай. Бывало, даже музыкальные паузы делали по ходу самих матчей. После Айвазова уже другой председатель заводского спортклуба известный альпинист, мастер спорта СССР Эрнст Львович Мерецкий настоял на продолжении моей работы. В 1992 году я ненадолго прервал свою дикторскую карьеру. Мерецкий позвонил мне и сказал: «Так, давай срочно возвращайся. Без тебя болельщики плохо воспринимают объявления по стадиону и возмущаются непрофессиональным репликам твоего коллеги». Искренне благодарен и нынешнему клуба. В апреле прошлого года мне вручили в торжественной обстановке золотой микрофон « 35 лет с клубом «Голос Ростова».
- За 35 лет вы побывали на всех домашних матчей?
- На большинстве, но не на всех. Ближе к середине 90-х вынужден был заниматься здоровьем, и на время уезжал в санатории на лечение. Вот тогда один матч мог пропустить. Был период, когда совмещал работу диктора по стадиону и комментатора на телевидении. Такие эксперименты проходили и в Первой лиге, и в Высшей лиге. Мы договаривались с моим сменщиком Анатолием Тищенко. В то время я чувствовал себя этаким Аркадием Райкиным. Как будто в театре одного актёра. Прибегал на футбол, до начала матча называл составы команд, представлял судей, а затем дублер меня подменял на время самой игры. За пять минут до стартового свистка убегал на телекомментарий. В перерыве возвращался в дикторскую, объявлял перечень новостей, который мне заготавливали коллеги из спортклуба, а сразу после игры ещё раз возвращался к микрофону и уже прощался с болельщиками.
Украшает мужика борода
- У вас в последнее время много юбилеев – 60-летие, 35-летие дикторства. Ходят слухи есть еще одна любопытная дата?
- Начал носить бороду с 1987 года. В 2017-мполуается отметил юбилей.
- Я за это время ни разу не сбривали?
- Ни разу.
- Получается, ваша жена вас никогда без бороды не видела?
- Никогда. Только на более ранних фотоснимках. Вживую никогда.
- Расскажите немного про вашу жену. Вы ведь в браке уже тоже давно и годовщина и тут у вас?
- С женой очень повезло. У меня непростой характер, иногда эмоции зашкаливают, но зато со мной нескучно. Женщины, как правило, хотят какого-то спокойствия. С Леной мне повезло в том плане, что она нашла тот разумный подход, когда гасятся вовремя эмоциональные страсти и наоборот, стимулируется совместное желание проводить время вместе. Несмотря на то, что за плечами 30 лет брака, мы не утратили главного – интереса к духовному общению друг с другом. Поверьте, это не так-то просто сделать даже после десяти лет семейной жизни.
День вчерашний и день сегодняшний
- Давайте немного вернёмся к футболу и поговорим о современности. Финал Кубка России 2014 года. Можно было представить, что такое возможно? Ведь «Ростова» к тому моменту постоянно преследовали проблемы.
- Это был сказочный или полусказочный переход. Пасмурно, пасмурно, пасмурно, и тут ясный тёплый день. Конечно, это эмоциональный подъём. В том финале по игре «Краснодар» нас превосходил, надо отдать ему должное. Но Кубок есть Кубок, один конкретный матч. Миодраг Божович всё-таки переиграл Кононова тактически. Дело дошло до дополнительного времени и серии пенальти. А там надежда была на мастерство и выдержку Стипе Плетикосы и бьющих футболистов, что в конце концов и привело к победе. Тот успех можно сравнить с счастьем, которое испытали в мае 1981 года все ростовские болельщики. Даже не верилось, что мы выиграли Кубок.
- За время работы вы видели несколько поколений ростовских футболистов. Кто для вас звезда номер один 80-х годов среди игроков «Ростсельмаша»?
- В 80-е годы «Ростсельмаш» играл во Второй и Первой лигах. Мне тогда очень нравилась игра игроков группы атаки – Александр Гицелов, Виталий Поподопуло, Сергей Балахнин, Геннадий Стёпушкин. Примерно в эти годы в «Ростсельмаш» перешёл Сергей Андреев и своей игрой перекрыл многих своих конкурентов.
- А что можете сказать о 90-? «Нулевых»? «Десятых»?
- Болельщикам всегда нравились умные и забивающие игроки. Поэтому я и назову Мишу Осинова, Сашу Маслова, Дмитрия Кириченко – эти игроки олицетворяли «Ростова» того времени, 90-х, «нулевых». В «десятых» годах ярко выраженного одного игрока, наверное, назвать трудно. Лично мне нравился Стипе Плетикоса. В любом случае даже хорошие наши игроки в первую очередь командные футболисты. Вспомните период работы Курбана Бердыева . Из нынешнего состава «Ростова» хорошо разыгрались Эльдор Шомуродов и Матиас Норманн.
- А как же тренеры?
- Назову трёх. Миодраг Божович. Под его руководством мы в первый раз выиграли Кубок России. Безусловно, Курбан Бекиевич Бердыев – серебро чемпионата России и Лига Чемпионов. И в самой новейшей истории это Валерий Карпин. Моё отношение к нему менялось. Но нельзя отрицать то, что тренер ищет, что тренер удивляет. Положительный результат у него есть. Это факт.
- Недавно в России прошел чемпионат мира по футболу. Ваше мнение.
- Двух мнений быть не может. Мы стали свидетелями выдающегося события. В первую рад тому, что Ростов-на-Дону был включен в число городов, в которых прошли матчи чемпионата мира. Невероятнейший ажиотаж в нашем городе, болельщицкое единение. В Ростов-на-Дону приехали гости из Мексики, Швейцарии, Бразилии, Южной Кореи, Уругвая, Исландии, Хорватии, Бельгии, Японии – всё это вызывало буру эмоций даже у таких возрастных дядей, как я.
- Что скажете о работе на новом стадионе?
- Технические условия, конечно, просто шикарные.Правда мы сидим не в центре трибуны, но все равно условия отличные.Словом работать - одно удовольствие, но мне дорог и старенький «Олимп-2»
Мы разные роли играем
- Расскажите немного о вашей работе не в спорте.
- С удовольствием, ведь некоторые коллеги меня воспринимают немного однопланово. Мол, я всю жизнь писал только о спорте. Это не так. Мы с коллегами, например, готовили полосные театральные выпуски в газете «Ростсельмашевец». Проводили интересные эксперименты в театре Горького, разумеется, с разрешения художественного руководителя. Об этом мало кто знает. В конце 80-х-начале 90-х наш театр, кстати, очень высоко котировался. Там работало много известных актёров. Например, мы очень хорошо контактировали с ведущим актёром Николаем Евгеньевичем Сорокиным. Позже, как известно, он стал художественным руководителем театра. Однажды обратились к нему с просьбой: «А вы не могли бы от имени Сталина поздравить комбайностроителей с новым 1991 годом?». Запустили это поздравление по радиовещанию ГПО «Ростсельмаш». Какой был переполох! Это надо было видеть. Потом в следующей радиопрограмме пришлось объяснять, кто и почему от имени Сталина поздравил ростсельмашевцев. А разве можно забыть народного артиста Советского Союза Михаила Ильича Бушнова. Блестящий актёр и интереснейший собеседник. Театр драмы имени Горького на рубеже 80-90 годов искал новые формы выражения на сцене. Бывший художественный руководитель, заслуженный деятель искусств России Александр Яковлевич Славуцкий не мешал и нам экспериментировать. Например, мы делали на генеральной репетиции радиорепортаж из-за кулис. Был ещё в моей жизни и телевизионный документальный фильм. Это был 1992 год и фильм был о Чикатило. Заказчиком выступал продюсерский центр из Краснодарского края. Для меня это был интересный эксперимент – попробовать себя в роли телеведущего. А оператором был мой давний партнёр Александр Корсунский.
- Сами считаете себя символом донского футбола, как вас многие называют? И что хотели бы в юбилей пожелать себе?
- Все, кто приходил и приходит на стадион, неважно в качестве кого – охранника, билетера, диктора или просто болельщика – все мы в принципе символы. Ведь мы все автоматом становимся причастны к истории нашего футбола. Вот в этом смысле, я, как и тысячи других ростовчан, не исключение. Говорю это без пафоса. Я правда так считаю. Мне просто чуть больше повезло: я, если не на виду, то на слуху. Что же касается желаний, то, во-первых, я хотел бы как можно дольше продолжать работать диктором. Во-вторых, мне очень бы хотелось, чтобы на Дону появилась наконец качественная аналитическая программа о футболе. Лучше на телевидении. Но можно и на радио. И, наконец, есть у меня еще и такая мечта: прокомментировать на ТВ футбольный матч нынешнего «Ростова. Опыт, поверьте, точно появился. А в компартию для этого, вроде, уже и не обязательно вступать.
Тагир Раджавов, «Аргументы недели»
-
Комментарии